ервые месяцы жизни ребенка - один из самых сложных периодов в жизни малыша и его родителей. Этапы развития в этот период заложены самой природой - их нельзя замедлить или ускорить: сначала малыш фиксирует взгляд, затем учится держать головку, захватывать предметы, позже переворачивается на живот, ползает, говорит, учится вставать, садиться и ходить. Уже в течение первых трех месяцев жизни ребенок начинает познавать окружающий мир. Он с интересом наблюдает за движущимися предметами, сопровождая их взглядом, его привлекают яркие игрушки, он реагирует на голос матери, замечает свои руки, изучает их.
К началу второго месяца малыш уже начитает пробовать собственный голос и начинает «гулить», издавая еще невнятные, с кряхтением, звуки. С третьего месяца в «гулении» уже можно различить довольно ясные звуки речи.
Выражение лица у спящего новорожденного иногда напоминает улыбку. Также, в моменты бодрствования вы иногда замечаете, что на лице малыша появляется подобие улыбки. Это рефлекторная улыбка, которая появляется и исчезает в долю секунды - например, после приема пищи, или перед тем, как уснуть. Ко второму месяцу ребенок уже улыбается по-настоящему. Улыбкой он выражает свое удовлетворение и хорошее самочувствие. Глаза малыша излучают радость, уголки губ приподнимаются, на щечках появляются ямочки. Не забывайте - улыбка является средством двустороннего общения. Непременно улыбнитесь ему в ответ, и малыш достаточно быстро станет отвечать на вашу улыбку.
В возрасте 3-4 месяцев ребенок добавляет к своей улыбке смех. К пяти месяцам он безошибочно отличает знакомые и незнакомые лица, улыбается тем, кто ему нравится; увидев незнакомое или не понравившееся лицо - плачет или отворачивается. Ребенок различает тон речи матери - ласковый или строгий, начинает отзываться на свое имя. В этом же возрасте он делает попытки взять в руки понравившуюся игрушку, замечает новые цвета и формы.
Период 5-6 месяцев считается переходным в развитии малыша. До этого он большую часть времени проводил у вас на руках, так как ещё не мог самостоятельно передвигаться сидеть и играть. Малыш начинает пытаться переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под ручки, он опирается на ножки и ровно стоит. Ребенок начинает садиться - это основной навык шестимесячного малыша, который во многом связан с введением прикорма. В это же время постепенно он начинает учиться есть из ложки и пить из чашки.
В 7-8 месяцев начинают прорезываться зубы. Первыми появляются нижние центральные резцы, в 9-10 месяцев к ним добавляются верхние центральные резцы. Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. К девяти месяцам некоторые малыши ходят, держась за руку или за любую другую опору. Однако, основным способом передвижения остается ползание. Зачастую ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Уберите повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасьте электрические розетки и т.д.
Наряду с развитием движений, поведение ребенка становится разнообразным и многосторонним. Умственное развитие достигает своей новой степени - ребенок начинает понимать слова. Когда вы произнесете «иди ко мне» или «пойдем купаться», малыш потянется к вам или поползет. На вопросы «где?» и просьбу «дай» отыщет нужный предмет. Ребенку интересно общение с другими детьми. Он с удовольствием будет играть в компании с другими детьми, но обязательно в присутствии взрослых.
К концу первого года жизни малыш умеет говорить 8-10 слов, произношение слов с каждым разом улучшается, словарный запас постепенно увеличивается. Большинство детей хорошо понимают слово «нельзя», сказанное в их адрес, но никогда не следует произносить это слово в форме грубого окрика. Если ребенок тянется к розетке, возьмите его руку в свою и переключите его внимание на безопасный предмет с которым можно играть.
Игра к этому возрасту принимает более осознанный характер. Ребенок сам может сложить башенку из кубиков, собрать и разобрать пирамидку из колец с широкими отверстиями. Появляются игровые сюжеты, например «покормить мишку» или «убаюкать куклу». Ребенку нравится листать книжки, рассматривать яркие картинки - многие предметы с картинок ему знакомы, он узнает их и уже пытается соотнести предмет и слово.